Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ИжАвто

Всё началось еще в середине позапрошлого десятилетия. Тогда, в 90-е годы, крупнейшие заводы Ижевска испытывали большие трудности с выплатой зарплат работникам, причем сама ситуация в стране была такова, что об уверенных прогнозах насчет будущего роста задолженности и сроках ее погашения говорить не приходилось. Трудно сказать, какие тут были возможности у предприятий-должников. Известно лишь, что руководители группы предприятий «Ижмаш», в которую тогда входили Ижевский автозавод, и Ижевский оружейный завод, и «ИжМото», нашли способ просто не платить своим работникам, при этом формально не нарушая закон.



«Первые невыплаты начались в 1996 году, - вспоминает пенсионерка Галина Аришина, в прошлом – инженер «ИжМото». – Вскоре нам предложили получить вместо заработанных денег акции и специально для этого провели допэмиссии». Оружейный завод, автозавод и «ИжМото» раздавали свои акции перекрестно: работник одного из заводов мог получить вместо зарплаты акции всех трех предприятий, было бы желание.



А соглашались многие, если не сказать – почти все. Потому что перспектива остаться и без денег, и без акций, и даже без работы была вполне реальной. То есть «добровольное» приобретение акций сотрудниками этих предприятий на самом деле было абсолютно вынужденным – работники хотели иметь на руках хоть какие-то гарантии.



Операция «акции вместо зарплаты» выглядела не очень хорошо, но прямым надувательством изначально не казалась. «Бумажки «ИжМото» мне удалось спихнуть с рук, за копейки, конечно, - рассказывает Галина Николаевна. – Перед его закрытием что-то вроде скупки проводилось». Не слышно сейчас громких обвинений и в адрес Ижевского оружейного завода. Здесь нужно отметить, что за давностью лет работники-акционеры уже не могут с ходу вспомнить реальные размеры зарплат, которые были «возмещены» им таким способом, поэтому соответствие недополученной зарплаты тем «копейкам», о которых говорит Галина Аришина, – предмет для отдельного разговора. Но сами акционеры уже давно махнули на это рукой. Что-то получили, и бог с ним. С ОАО «ИжАвто» тем временем ситуация совершенно иная: здесь все движется к тому, что в океане страстей вокруг автозавода рядовые акционеры останутся за бортом.



В цифрах это выглядит так. На 1 января 2011 года основными акционерами ОАО «ИжАвто» являлись ООО «Иж-Комплект» (24,8812 процента акций), ООО «Гросс» (24,9074 процента), ООО «Норэкс» (24,9974
процента) и ООО «Ижмаш-Инвест» (24,9989 процента). Остальные 0,2151 процента (около 3 млн обыкновенных акций) поделены между 13 тыс. 785 акционерами – в среднем по 200 с лишним акций на одного миноритарного акционера. Эти данные, взятые из отчета ОАО «ИжАвто» за третий квартал 2010 года, согласуются с тем, что говорят рядовые акционеры: большинство из них в 90-е годы получили в счёт зарплаты от 100 до 400 акций завода (тогда он именовался ДОАО «Ижмаш-Авто»), но некоторые имеют на руках больше - до 1500 штук. Пусть никого не смущает незначительная цифра (всего-то, казалось бы, 0,2 процента): во-первых, сам Ижевский автозавод является гигантом в масштабах Удмуртии, во-вторых (что гораздо важнее), за этой цифрой стоит многомесячный труд почти 14 тысяч ижевчан, оставшийся без какого-либо, даже формального, вознаграждения.



В связи с шумихой вокруг возобновления производства на «ИжАвто» и переходом прав на него к АвтоВАЗу некоторые из бывших и действующих работников автозавода вспомнили о «бумажках», лежащих дома без дела вот уже целое десятилетие. Единственное место, где представители «ИжАвто» соглашаются говорить с рядовыми акционерами об их проблеме, – это отдел по работе с ценными бумагами, принимающий телефонные звонки по будням до половины первого дня. Ответы там дают каждый раз разные: просят «перезвонить в январе» или «перезвонить в марте», или заявляют, что «ждут решения арбитражного суда», после появления которого «начнутся выплаты по долгам», или прямо говорят, что сказать им нечего. Не добившись ничего от официального представительства «ИжАвто», акционеры дошли и до редакции «Д», попросив разобраться в ситуации и дать разъяснения на страницах газеты. Это могло бы успокоить людей и снять ряд вопросов к самому отделу по работе с акционерами, но его представители общаться отказались наотрез. «Пусть сами к нам приходят, пусть сами звонят», - безапелляционно заявила безымянная сотрудница «Ижевского машзавода» в ответ на звонок корреспондента «Д». Круг замкнулся – и в этом на самом деле нет ничего удивительного: судя по всему, представители ОАО «ИжАвто» просто тянут время, сознательно отказываясь давать содержательные ответы на обращения «мелких» акционеров. Потому что содержательный ответ заключается в том, что работники ижевских заводов, согласившиеся взять акции «Ижмаш-Авто» вместо зарплаты, не смогут получить за них ничего. Более того, в рамках стоимости акций, находящихся в их распоряжении, они сами являются должниками Сбербанка РФ и других кредиторов «ИжАвто».



К началу 2011 года долги ОАО «ИжАвто» в сумме составляли около 13 млрд рублей. После того как в декабре 2010 года при участии премьера Владимира Путина было достигнуто соглашение о плане погашения задолженности и возобновлении производства уже под эгидой АвтоВАЗа, внешний управляющий «ИжАвто» Михаил Котов обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики для согласования процедуры конкурсного производства. С вопросом о том, какие последствия это будет иметь для рядовых акционеров ОАО «ИжАвто», корреспондент «Д» обратился к пресс-секретарю автозавода Сергею Котлярову, но из-за необходимости «спросить у юристов» ответ на него до сих пор не получен. Однако и без него в грядущих эволюциях автозавода в общем нет никакого секрета. Во-первых, все, что составляет имущественный комплекс предприятия (оборудование, материалы, недвижимость), будет выведено из собственности ОАО «ИжАвто»; во-вторых, большая часть этих активов перейдет в собственность ООО «Объединенная автомобильная группа» («дочка» Сбербанка РФ, крупнейшего кредитора «ИжАвто»); в-третьих, «Объединенная автомобильная группа» целиком будет выкуплена АвтоВАЗом; наконец, остатки бывшего имущества ОАО «ИжАвто» АвтоВАЗ приобретет на торгах. К этому времени предприятие под названием ОАО «ИжАвто» будет существовать уже только на бумаге. В финале процедуры конкурсного производства «ИжАвто» будет ликвидировано, а его акции потеряют всякую силу и смысл.



Это в равной степени касается и фирм «Норэкс», «Иж-Комплект», «Ижмаш-Инвест» и «Гросс», владеющих в совокупности 99 процентами пока еще существующего уставного капитала ОАО «ИжАвто», и Галины Николаевны Аришиной, в 1996-1998 годах получившей 400 акций «в счет зарплаты». Но, как это нередко бывает, дело здесь не в букве закона, а в справедливости. Судите сами: сначала предприятия «Ижмаша» накопили долги по зарплате и расплатились с людьми акциями. Затем один из заводов был «пущен по рукам» и на выходе из цепочки собственников получил многомиллиардную задолженность. А теперь все делают вид, что никакой проблемы не существует. И ведь за все годы рядовые акционеры, по их словам, ни разу не имели ни дивидендов, ни возможности хоть как-то повлиять на события…



Словом, мал человек и дёшев, а труд его и вовсе ничего не стоит, когда речь заходит о действительно больших деньгах и большой политике. Для работников-акционеров «ИжАвто» это теперь имеет никакой не переносный, а очень даже буквальный смысл. Впрочем, нагнетать излишний драматизм здесь тоже неуместно, поскольку случай с акциями Ижевского автозавода – это далеко не самый вопиющий пример безобразий последних лет. Просто нужно взять его на заметку. И когда президент Удмуртии Александр Волков объявит очередной год «годом Человека труда» или «годом учителя» - отнестись к этому как минимум с иронией и здоровым скептицизмом.





Автор: Александр ПЕТРОВ
Источник: http://www.dayudm.ru/article/48984/

 
 

Недостаточно прав для комментирования

Днем -4...-2
Вечером -4...-4
Ночью -1...-1
Утром -2...-2
Подробный прогноз